GIDROservis Среда, 26.11.2025, 17:11
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Морские термины
gidroservisДата: Вторник, 03.07.2012, 09:05 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 25
Репутация: 0
Статус: Offline
У
УВАЛИТЬ ПОД ВЕТЕР, изменить курс парусного судна т. о., чтобы угол между ДП судна и направлением ветра увеличился. Судно уваливает - самопроизвольно поворачивает носом по ветру.
УЗЕЛ, единица скорости, принятая в мореплавании. Соответствует скорости судна, проходящего 1 мор. милю в 1 час (0,514 м/с).
УПРАВЛЯЕМОСТЬ судна, мореходное качество, определяющее способность судна удерживать направление движения или изменять его в соответствии с перекладкой руля во время маневрирования.
УСТОЙЧИВОСТЬ НА КУРСЕ, способность судна сохранять прямолинейное движение по заданному направлению, не отклоняясь в сторону.
УТКА, двурогая литая или сварная фигурная планка для крепления свободных концов канатов небольшого диаметра. Канат укладывается на У. восьмерками и удерживается за счет сил трения.
Ф
ФАЛ, снасть, служащая для подъема и удержания отдельных деталей рангоута (например, реев, гафелей), парусов (грота, стакселя и др.), флагов ( в т. ч. сигнальных) и т. п. В зависимости от назначения получает дополнительное название, например стаксель-Ф., грота-Ф. , флаг-Ф. и пр.
ФАЛЬШБОРТ, стальной пояс, выполненный как продолжение борта, выше верхней палубы судна, Служит ограждением палубы, уменьшает поступление на нее забортной воды. Для удаления попавшей на палубу воды в Ф. делаются вырезы - шторм, порты.
ФАЛЬШКИЛЬ. 1. Доски, брусья или металлическая полоса, пришиваемые к килю деревянного судна для предохранения его от повреждений при касании о грунт. 2. Тяжелая (до 60% водоизмещения судна) чугунная или свинцовая отливка обтекаемой формы, прикрепленная к килю парусной яхты и служащая для обеспечения остойчивости под парусами.
ФАРВАТЕР, безопасный в навигационном отношении путь для плавания судов среди островов, мелей, банок и др. надводных и подводных препятствий.
ФЛОР, осн. поперечная днищевая балка, ниж. часть шпангоутной рамы, связывающая ее с килем.
ФОК, самый нижний прямой или косой парус на фок-мачте парусного судна или косой треугольный парус, который ходит по штагу на одномачтовых судах. Слово "фок" или "фока" прибавляют к названиям рангоута, такелажа и парусов, принадлежащих фок-мачте.
ФОРДЕВИНД. 1. Курс судна совпадающий с направлением ветра. На судах, оснащенных косыми парусами, различают Ф. правого и левого галса - по названию борта, противоположного тому, на котором расположен грота-гик. 2. Тип поворота парусного судна, когда оно меняет галс и пересекает линию ветра кормой.
ФОРПИК, крайний носовой отсек судна, простирающийся от форштевня до таранной (форпиковой) переборки.
ФОРШТАГ, см. штаг.
ФОРШТЕВЕНЬ, основной элемент носового набора корпуса судна, являющийся продолжением киля и соединяющий обшивку и набор правого и левого бортов.
Х
Пока ничего нет.
Ц
ЦЕНТР БОКОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ судна, геометрич. центр площади подводной части диаметральной плоскости судна, включая площадь пера руля, киля и др. выступающих частей.
ЦЕНТР ВЕЛИЧИНЫ судна, точка приложения равнодействующей сил поддержания, действующих на судно.
ЦЕНТР ПАРУСНОСТИ судна, точка приложения аэродинам, сил давления ветра на надв. часть судна. Принимается в центре тяжести проекции надв. борта, надстроек, рубок, рангоута и пр. на ДП судна. Для парусных судов ЦП принимается в геометрич. ЦТ площади всех парусов, поставленных строго в ДП.
ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ судна, точка приложения равнодействующей сил тяжести, действующих на судно.
Ч
Пока ничего нет.
Ш
ШВАРТОВ, трос, обычно с огоном на конце, предназначенный для подтягивания и удержания судна у причала или у борта другого судна. Их различают по направлениям относительно судна: продольные Ш. и шпринги (носовые и кормовые) создают усилия, препятствующие перемещению судна вдоль причала, прижимные Ш.-в перпендикулярном направлении. Минимальное количество Ш., длина и диаметр каждого из них, а также разрывное усилие определяются правилами классификационных обществ.
ШВАРТОВКА, совокупность действий по подходу и креплению судна к причалу, пирсу или другому судну.
ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО СУДОВОЕ, совокупность механизмов и приспособлений, предназначенных для удержания судна во время стоянки у причала, у борта др. судна или плав, сооружения. В состав Ш. у. с. входят швартовы, кнехты, швартовые клюзы, киповые планки, утки, швартовные лебедки, шпили и т.д.
ШИРСТРЕК, верхний утолщенный пояс наружной обшивки борта судна.
ШКАЛА БОФОРТА, система оценки силы ветра. Предложена англ, гидрографом Ф. Бофортом в 1806 г. Основывается на зрительном восприятии действия ветра на водную поверхность, дым, флаги, надстройки судна, на береговые сооружения. Оценка производится в баллах Бофорта.
ШКАТОРИНА, кромка паруса, подкрепляемая для прочности 2-3 слоями ткани, а в некоторых случаях- стальным, синтетическим или растительным ликтросом. У прямых парусов различают Ш. верхнюю, нижнюю и боковые; у косых парусов кроме верхней и нижней есть передняя и задняя Ш.
ШКВАЛ, резкое кратковременное усиление ветра, сопровождающееся изменением его направления. В большинстве случаев наблюдается при грозе.
ШКЕРТ, штерт, тонкий и короткий конец.
ШКОТ, снасть бегучего такелажа, с помощью которой нижние - шкотовые углы парусов растягиваются по рею или гику либо оттягивают назад углы парусов, не имеющих рангоута. Каждый Ш. получает дополнит, наименование по названию паруса: стаксель-Ш., грота-Ш, и т. п.
ШЛАГ, один оборот троса вокруг баллера шпиля, кнехта и т. п. Ш. называется также петля троса, убранного в бухту.
ШЛЮЗ, гидротехническое сооружение предназначенное для подъема или опускания судов с одного уровня воды на другой.
ШЛЮЗОВАНИЕ, проход судна через шлюз для входа в канал, порт, или к.-л. искусственное сооружение.
ШПАНГОУТ, криволинейная поперечная балка набора корпуса судна, подкрепляющая наружную обшивку и обеспечивающая поперечную прочность и устойчивость бортов и днища.
ШПИГАТ, отверстие в палубе для удаления за борт воды, попавшей на нее при заливании судна волнами, атм. осадках, тушении пожаров, уборке палубы и т. п.
ШПИЛЬ, палубный механизм лебедочного типа с вертикальным валом (баллером) устанавливаемый в носовой части судна, предназначен для выбирания якорной цепи, плавного потравливания цепи при постановке судна на якорь.
ШПОР, нижний конец любого вертикального рангоутного дерева (мачты, стеньги), а также внутренний (прочно закрепленный на судне) конец бушприта.
ШТАГ, снасть стоячего такелажа, расположенная в ДП судна и удерживающая мачту спереди, а бушприт -снизу. Различают ахтер-Ш., бизань-Ш., ватер-Ш., фор-Ш., Ш.-карнак и т. п.
ШТЕВНИ, общее название форштевня и ахтерштевня.
ШТИЛЬ, безветрие или очень слабый ветер (0 баллов по шкале Бофорта). Характеризуется полным отсутствием волн на море.
ШТОРМ, комплексное явление, представляющее сочетание штормового ветра скоростью свыше 20 м/с и вызванного им сильного волнения моря.
ШТУРВАЛ, орган управления движением судна по курсу, представляющий собой колесо с рукоятками, соединенное приводами различных конструкций с рулем. Вращение Ш. вызывает поворот пера руля (перекладку) на соответствующий угол, чем достигается поворот судна.
ШТУРТРОС, стальной канат (или цепь), служащий для передачи усилия от штурвала или рулевой машины на румпель и через него к перу руля.
Щ
Пока ничего нет.
Э
ЭКИПАЖ СУДНА, совокупность специалистов, обслуживающих судно под руководством капитана и внесенных в список экипажа.
Ю
ЮТ, кормовая часть палубы судна от кормы до последней мачты.
Я
ЯКОРНАЯ СТОЯНКА, остановка судна в море, на открытом или закрытом рейде порта с отдачей одного или 2 якорей.
ЯКОРНАЯ ЦЕПЬ, якорный канат, цепь для соединения судна с якорем. Служит для подъема и опускания якоря.
ЯКОРНЫЕ ОГНИ, огни, которые выставляет судно, стоящее на якоре: в носовой части - белый круговой огонь. Суда длиной менее 50 м выставляют на наиболее видном месте один белый круговой огонь, видимостью 2 мили.
ЯКОРНЫЙ ШАР, дневной сигнальный знак, показывающий, что судно стоит на якоре. Имеет диаметр не менее 61 см (2 фута), окрашен в черный цвет и поднимается в носовой части судна.
ЯКОРЬ, специальной формы кованая, литая или сварная конструкция, предназначенная для удержания судна на стоянке в море за счет взаимодействия с грунтом и связанная с судном посредством якорной цепи.
ЯХТА, парусное, моторное или парусно-моторное судно, предназначенное для прогулок, туризма и спорта.
 
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:

Copyright MyCorp © 2025Создать бесплатный сайт с uCoz